Отечественный Т-72 против украинского: зачем нужна бессмысленная модернизация

Отечественный Т-72 против украинского: зачем нужна бессмысленная модернизация

Не так давно украинские танкостроители представили широкой публике очередную модернизацию советского танка Т-72А, получившую на Украине обозначение Т-72АМТ. Модернизация была разработана и осуществлена в единственном опытном образце на Киевском бронетанковом заводе. Надо отметить, что модернизацией советских Т-72 на Украине занимались давно.

После развала Советского Союза танкостроение Украины переживало тяжелые времена. Практически около 70% комплектующих для выпускавшегося в Харькове танка Т-80УД поставлялись туда из других регионов, большей частью из России. Руководство Украины, встав на путь конфронтации с Россией и ориентации на НАТО, практически уничтожило собственное танкостроение. Отсутствие государственного финансирования и огромный научный потенциал оставшихся в стране уникальных конструкторских бюро и предприятий вынудили их искать пути выживания в этих условиях. Одним из выходов из кризиса танковой промышленности Украины были разработка программ модернизации танков Т-72 и поставка модернизированных машин на экспорт либо осуществление такой модернизации непосредственно на территории заказчика.

Так уже в 1995 году на международной выставке вооружений IDEX-95 в Абу-Даби (ОАЭ) Украиной был представлен образец модернизированного танка Т-72 – Т-72АГ с автоматизированной системой управления огнем (СУО) 1А45 (как на Т-80У и Т-90) и тепловизионным прицелом (устанавливался опционально), с двухтактным 1000-сильным дизелем 6ТД и встроенной динамической защитой (ДЗ) нового поколения.

Два года спустя украинские танкостроители продемонстрировали в Абу-Даби новую модернизацию танка Т-72 – Т-72МП. Это был совместный проект украинских, чешских и французских конструкторов. Можно сказать, это было дальнейшее совершенствование танка Т-72АГ в рамках международного сотрудничества в области танкостроения. По своим боевым характеристикам танк Т-72МП приблизился к новейшим машинам ведущих стран НАТО, таким как Leclerc, Abrams М1А2 и Leopard 2А5. Машина оснащалась панорамным дневным прицелом командира VS/MVS 580 и комбинированным (дневно-ночным) прицелом наводчика  SAVAN-15 со встроенным лазерным дальномером и тепловизионной камерой, встроенной и дополнительной динамической защитой нового поколения. Машина обеспечивалась также и новыми системами тушения пожаров, диагностики и связи. Силовая установка осталась такой же, как на танке Т-72АГ.

Учитывая ориентацию на запад многих бывших партнеров Украины по Варшавскому договору, а также наличие у них в большом количестве различных модификаций танка Т-72, украинские танкостроители в содружестве с зарубежными партнерами на выставке IDEX-99 представили еще одну версию модернизации "семьдесятдвойки" для НАТО – Т-72-120. Основным отличием от двух предыдущих харьковских моделей Т-72 является то, что на этом танке устанавливалась 120-мм гладкоствольная пушка КБА2 под натовские танковые боеприпасы соответствующего калибра. Комплекс вооружения оснащен новым автоматом заряжания, расположенным в нише башни, подобным тому, что установлен на французском танке Leclerc. СУО, вспомогательное оружие, силовая установка и защита танка полностью аналогичны танку Т-72АГ.

В 2011 году украинские танкостроители на выставке RAE-2011 представили модернизированный танк Т-72АГ. Однако этот вариант танка Т-72АГ сильно отличался от того Т-72АГ, который демонстрировался в Абу-Даби в 1995 году. Помимо того, что на танке устанавливался двухтактный дизель 5ТДФМА-1 мощностью 1050 л. с., машина отличалась новой ДЗ, наличием комплекса оптико-электронного подавления и системы обнаружения лазерного излучения. Год спустя, по сути, та же машина, но уже с обозначением Т-72UA была представлена на выставке КАДЕКС-2012 в Астане.

Все перечисленные варианты модернизации танка Т-72, разработанные украинскими конструкторами, так и не нашли своего потребителя. И вот теперь еще одна – Т-72АМТ. При внимательном изучении этого варианта модернизации самого массового танка современности бросается в глаза то, что вновь модернизированная машина сильно уступает по боевым свойствам модернизированным на Украине двадцатью годами ранее Т-72. Хотя ряд «экспертов» поспешили сравнить Т-72АМТ с Т-72Б3, этого делать не стоило. По большому счету данная модернизация по ряду показателей боевых свойств не дотягивает до Т-72С, поэтому сравнивать эту модификацию с Т-72Б3 не совсем корректно.

Как сообщают украинские СМИ и рекламные материалы, Т-72АМТ оборудован приборами ночного виденияс ЭОП третьего поколения. Это относится к прибору наблюдения командира ТКН-3УМ, а также к ночному прибору механика-водителя ТНК-72 или ТВН-4БУП. В качестве ночного прицела наводчик танка использует прицел-прибор наведения 1К13-49, разработанный белорусскими конструкторами более 30 лет назад. Правда, благодаря этому появилась возможность использования в дневное время суток танковой управляемой ракеты «Комбат» или 9М119 «Свирь». Наводчик танка Т-72Б3 использует комбинированный многоканальный прицел «Сосна-У» с тепловизионным каналом. Благодаря этому появилась возможность ведения огня всеми типами боеприпасов, включая управляемую ракету, в любое время суток и в условиях ограниченной видимости (снег, туман, дождь). Кроме того, прицельный комплекс «Сосна-У» обеспечил командиру танка Т-72Б3 возможность дублированного управления его оружием, чего нет на Т-72АМТ.

В плане подвижности украинская модернизация Т-72 не получила каких либо преимуществ: прибавка к массе машины в две-три тонны за счет установки новой ДЗ и решетчатых экранов компенсирована установкой дизеля В-84-1 российского производства, который на 60 л. с. мощнее «родного» В-46 мощностью 780 л. с. На Т-72Б3, который уже поставляется в российскую армию серийно, устанавливается дизель В-92С2Ф мощностью 1130 л. с. Наверное, все смотрели, какую подвижность демонстрировали танки Т-72Б3 на соревнованиях «Танкового биатлона».

Модернизированный на Украине до уровня Т-72АМТ советский Т-72А значительно прибавил в защите. В первую очередь благодаря установке бортовых экранов с ДЗ, аналогичных по конструкции тем, что устанавливались на Т-80У и Т-80УД. По заявлениям разработчиков, на Т-72АМТ установлен комплекс динамической защиты по образцу танка Т-72UA (с применением части элементов комплекса ДЗ типа «Нож»). Также на машине установлены многочисленные решетчатые экраны на кормовой части корпуса и башни. Правда, пока нигде не встречалась информация об эффективности ДЗ типа «Нож» в отличие от российского аналога «Контакт 5», зарекомендовавшего себя в боях в Сирии. На последних версиях танка Т-72Б3 устанавливается ДЗ нового поколения на бортовых экранах и на кормовой части башни, чего, кстати, нет на украинской машине.

Единственный плюс Т-72АМТ по сравнению с российским Т-72Б3 – это зенитная пулеметная установка с дистанционным управлением. Вполне вероятно, что подобная установка станет очередным этапом модернизации Т-72Б3, ведь стоит же такая установка уже на Т-80УЕ-1 и Т-90. Ставилась она и на танки Т-72Б2…

Различные навороты в виде неоновых фар, навигационной аппаратуры СН-3003 «Базальт» и радиостанции турецкой компании Aselsan или Motorola киевской сборки не создают каких-либо преимуществ перед российским аналогом, поскольку в том или ином виде все это присутствует на Т-72Б3.

Судя по тому, что модернизация Т-72АМТ не несет никакого прорывного повышения боевых свойств, финансовых возможностей страны и плачевного состояния танкового парка ВСУ, она призвана каким-то образом компенсировать потери в танках, понесенные ВСУ в Донбассе, а также от нарушения правил эксплуатации техники.

Источник

Сетевое издание «Cod33.ru» Учредитель: Майоров Роман Евгеньевич. Главный редактор: Сыроежкина Анна Николаевна. Адрес: 430004, Республика Мордовия, город Саранск, ул. Кирова, д.63 Тел.: +7 929 747 33 89. Эл. почта: newscod@yandex.ru Знак информационной продукции: 18+